Добавлено: Пн Янв 13, 2014 10:37 pm Заголовок сообщения: Мария Васильевна Трубникова (дочь В.П. и К.П. Ивашевых).
МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА ТРУБНИКОВА
Выдающаяся деятельница женского движения в России М.В. Трубникова (урожденная Ивашева) родилась 6 (18 ) января 1835 года в г. Петровский Завод (ныне Петровск-Забайкальский) в Забайкалье. Ее отец, ротмистр Кавалергардского полка Василий Петрович Ивашев (1794-1840), был ссыльным декабристом, мать - француженка Камилла Ле-Дантю (1808-1839) приехала в Сибирь вслед за своим мужем в сентябре 1831 года. Благодаря деньгам деда и бабки семейство Ивашевых обитало совершенно безбедно в собственном доме в Туринске. Но уже в пять лет Маша осталась сиротой. Мать умерла в родильной горячке в декабре 1839 года, а отец - через несколько месяцев от апоплексического удара. Детям декабриста было позволено вернуться в дом тетки - княгини Хованской. Сиротство отложило на девочке отпечаток - она была впечатлительной и отзывчивой. В доме тетки она получила хорошее домашнее образование, обучаясь вместе с сыновьями Хованской. Она знала европейские языки, читала историческую, философскую литературу, воспитывалась в уважении к подвигу декабристов, на идее служения народу.
В 1854 году Мария Ивашева вышла замуж за Константина Трубникова - издателя-редактора "Биржевых Ведомостей". В 1855 году молодожены переезжают в Петербург, где и начинается активная общественная деятельность Трубниковой. Она продолжает заниматься самообразованием, открывает либеральный салон. Вокруг Трубниковой собираются кружки бывших лицеистов - братья Серно-Соловьевичи, Алейников, Рихтер, Шамшин, Унковский. Посещают ее салон профессора Петербургского Университета (в т.ч. Кавелин), молодые женщины-дворянки. Салон испытывает влияние более радикальных кругов, так как члены кружка М.В. Трубниковой были близки к Чернышевскому. Встречи кружка друзей-гуманистов с нескончаемыми разговорами о "тяжелой народной доле" проходили на квартире Трубниковой. Состоятельные дамы, входившие в этот кружок, решили бросить вызов обществу: они ходили по улицам без лакеев, вместо сложных причесок коротко стригли волосы, шили простые, часто уродливые платья, именно они впервые в России осмелились носить брюки.
Марию томила "муравьиная мелочность семейной ячейки", в которой одна за другой появилось на свет четверо дочерей, но обладавшая твердой волей, она посвящала много сил и времени домашнему воспитанию. Однако воспитывала своих дочерей не так, как было принято в ее кругу. Приучая своих девочек к брючным костюмам, спортивным играм, работам в саду и огороде, она также прививала им любовь к чтению серьезной литературы и знанию языков, учила осознавать социальное устройство общества, тактично общаться с людьми низших социальных слоев, понимать трудности их жизни. Она передала дочерям свое понимание женской жизни - получить профессию, уметь самостоятельно зарабатывать на жизнь. Не стоит и говорить, каким диким в те времена казалось подобное воспитание - не только окружающим, но и собственному мужу. Рассказывают, что перед возвращением отца семейства домой, девочки стремительно переодевались в "приличные платья барышень"... Впрочем, семейная жизнь вскоре расстроилась - Трубникова не могла одобрить финансовых афер, в которые ее муж частенько бросался, кстати, пустив по ветру и ее личное состояние. Следуя традиции, Трубникова доверила мужу право на распоряжение своим капиталом, который он благополучно потерял в биржевых операциях. Всё это привело Трубниковых к разводу, которого Мария Васильевна не побоялась, осознав, что ее муж не тот, кого можно называть порядочным человеком. Она осталась одна, без денег, с четырьмя дочками, которых требовалось содержать и воспитывать. Тем не менее, общественная деятельность Трубниковой усиливается, опираясь на богатых членов ее клуба. На углу Гороховой и Морской, в прекрасной квартире с обширным штатом прислуги и великолепным конным выездом, в своем салоне Мария Трубникова принимала многих знаменитостей. С ней дружили чопорные аристократы и крайние радикалы, и она их всех умела примирить, за что получила прозвище Крейберг - по имени знаменитого укротителя диких зверей.
Кружок, организованный Трубниковой, стал первой ячейкой женского движения в России. Вместе с Н.В. Стасовой (1822-1895) и А.П. Философовой (1837-1912) Мария Трубникова составила "женский триумвират", который отстаивал феминистские идеалы. Трубникова стала организатором и первым председателем благотворительного "Общества дешёвых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга" (1859). Целью Общества было обеспечить дешевым и чистым жильем нуждающиеся семьи, особенно те, где не было отцов: нанимались дешевые квартиры, где селили женщин, брошенных мужьями, вдов, обремененных детьми, и т.п. При Обществе открылись мастерские, магазин, школа для взрослых женщин. В доме, построенном Обществом, имелись паровое отопление, общественные кухни, прачечные - то, что могло облегчить жизнь работающим матерям; а три этажа занимало общежитие для неимущих женщин.
Переворот в умах, начавшийся во Франции в начале XVIII века, коснулся и женской участи - женщина была официально признана существом, равным мужчине. Конечно, это сделалось не сразу. Даже Руссо, великий человек и защитник справедливости, в своем "Письме к Даламберу" (1758) писал: "Нет для женщины ничего доброго вне уединенной и домашней жизни, семейные и хозяйственные заботы - настоящая их доля; достоинство их заключается в скромности, всякая женщина, выходящая в публику, уже бесчестит себя..." Еще при жизни Людовика XVI французские женщины подавали ему "петицию", где говорилось: "Мы требуем для себя образования, общественной службы, но не для того, чтобы завладеть мужской властью, но чтобы быть более уважаемыми со стороны мужчин и иметь средства жить обеспеченно против горькой доли". После французской революции 1789 года, одна из выдающихся женщин того времени, Олимпия де Гуж выпустила книгу "Декларация прав женщины" в параллель к знаменитой "Декларации прав человека". В этой книге она писала: "Женщина родится свободной и равной в правах с мужчиной. Все граждане и гражданки должны быть равны перед законом и потому должны быть равно допускаемы ко всем родам службы и занятий... Женщина имеет право идти на эшафот и потому должна иметь право идти на трибуну..." Одновременно возникли во Франции женские общества, товарищества, газеты. Во всех политических дебатах, общественных проектах и программах женщины принимали самое деятельное участие. Они даже успели возбудить своим слишком горячим вмешательством ненависть главных заправил революции Робеспьера и Мирабо. И Робеспьер в 1793 году казнил на эшафоте ту самую Олимпию де Гуж за ее попытки изменить "установленный образ правления".
Первые русские феминистки, в отличие от западных, боровшихся за избирательные права, направляли свою деятельность на достижение равного права на труд и образование. Мария Трубникова, Надежда Стасова (дочь архитектора В.П. Стасова и сестра критика В.В. Стасова), Анна Философова сформулировали собственные концепции, а также стратегию. Они последовательно, через реформы добивались поставленных задач. Их взгляды были умеренными, либеральными, они предпочитали мирный путь повышения статуса женщины, в первую очередь в социальной и образовательной сферах. В отличие от революционерок, они считали улучшение положения женщин делом рук самих женщин. Второе отличие заключалось в том, что феминистки на Западе стремились отделиться от мужской иерархичной системы и создать свою, свободную от иерархий и авторитаризма. Наши же русские феминистки считали необходимым использовать все существовавшие мужские структуры в своих целях. После реформы 1861 года женщины вступили в общественное движение. Речь шла в основном о так называемом "дворянском" женском пролетариате, т.е. о девушках из стремительно разорявшихся дворянских семей, вынужденных зарабатывать на жизнь самостоятельным трудом. Именно эти "благородные девицы" и стали основательницами женского движения в стране. Первые русские феминистки принадлежали к привилегированному классу. Идеи равенства, братства, уважение к человеческой личности были естественными для той среды, из которой они вышли. Их деятельность часто носила благотворительный характер, что вызывало критику и обвинения в ханжестве со стороны разночинных революционеров, которые звали их "аристократками". Ведь и Н.В. Стасова, и А.П. Философова, и А.А. Оболенская были потомственными дворянками. Впрочем, родоначальницей русских феминисток считается Мария Васильевна Трубникова, автор перевода книги француженки Женни д'Эрикур "Свободная женщина". И та и другая мечтали, чтобы "женщины всех стран сплотились для борьбы против предрассудков".
Сферой деятельности, дававшей заработок для женщин ее круга, было литературное творчество. Мария Трубникова первая сумела поставить эту работу на профессиональные рельсы и научилась зарабатывать этим трудом деньги. Прекрасно владеющая пятью языками, она переводила романы и статьи, писала работы о женском положении в обществе для европейской прессы. В 1862 году М.В. Трубникова выступила инициатором создания в Петербурге "Издательской артели" женщин-переводчиц, в составе которого были выдающиеся представительницы женского движения. Общество поставило своей задачей дать русским женщинам возможность существования исключительно умственным трудом и создать в России систему высшего женского образования. Артель должна была обеспечить женщин квалифицированной работой и в то же время выпускать "хорошее чтение для подрастающих поколений". Весь издательский процесс от переплетных до иллюстративных работ, от перевода до редактирования, осуществлялся женщинами, получавшими деньги за свой труд. Власти не утвердили устав артели, но она не распалась, а с 1863 года приступила к изданию отобранных для переводов иностранных книг. Главным редактором, бухгалтером и связующим звеном с переводчицами была Трубникова. За время работы артели впервые в России увидели свет произведения Л.Олкотт, О.Тьерри, Бетса, Д.Элиота, "Происхождение видов" Дарвина и другие. В 1868 году роскошное издание "Новых сказок" Андерсена, подготовленное Трубниковой и Стасовой с иллюстрациями академика М.П. Клодта отослали в Данию, в дар сказочнику.
Мария Трубникова старалась ставить пред собой реальные задачи: если невозможно сразу изменить положение женщин всех социальных слоев, следует осуществить переворот хотя бы в судьбе женщин ее круга. Прежде всего, для женщин было нужно систематическое образование. С 1867 года Трубникова добивалась открытия в Петербурге Высших женских курсов, вела горячие переговоры с министром народного просвещения графом Толстым о возможности получения женщинами университетского образования. Трубникова составила прошение на имя ректора Петербургского университета, подписанное многими влиятельными людьми, - ее обширные знакомства очень помогли. Нужно сказать, что до середины XIX века девушки из дворянских семей по преимуществу получали домашнее воспитание. Лишь с 1858 года начали появляться женские гимназии. Активными поборниками идеи университетского образования для женщин, готовыми безвозмездно читать лекции, были знаменитые ученые: Д.И. Менделеев, А.Н. Бекетов, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, В.С. Соловьев. Но главной движущей силой, преодолевающей многочисленные бюрократические препоны, оказались женщины. М.В. Трубникова, Н.В. Стасова, А.П. Философова будоражили общественное мнение, находили материальные средства для осуществления своей мечты.
Первые женские Аларчинские курсы были открыты в Петербурге в апреле 1869 года, затем, в 1870 году - Владимирские курсы, которые привлекли массу слушательниц, но они давали знания в объеме средних учебных заведений. Министр просвещения не разрешил курсов по университетской программе, ограничившись позволением читать публичные лекции, предназначенные для слушателей обоих полов. Лекции начались в январе 1870 года, из 900 записавшихся слушателей было 767 женщин. Лишь через 8 лет идея Высших женских курсов получила воплощение. В 1878 году были открыты Бестужевские курсы, как официальное правительственное учреждение, в котором приняли участие все выдающиеся силы Петербургского университета. По имени своего первого директора - академика, историка К.Н. Бестужева-Рюмина - курсы получили название Бестужевских. В первый год существования курсов, на них сразу записалось около 800 женщин. На 4-летних курсах давали историко-филологическое, естественно-научное и математическое образование. На первых порах у бестужевок не было ничего: помещений для аудиторий, лабораторий, приборов и оборудования, денег. Мария Трубникова, Надежда Стасова и Анна Философова развили бурную деятельность для помощи курсам: приглашали популярных артистов на благотворительные концерты, устраивали лотереи, книжные базары. Через год удалось снять этаж в одном из домов, а в 1885 году курсы перебрались в специально построенное и оснащенное здание на 10-й линии Васильевского острова.
Когда в 1891 году в России разразился повальный голод, М.В. Трубникова в письме к Н.В. Стасовой приглашала бывших участниц переводческой артели издать сборник в пользу голодающих крестьян. "Тряхните, дорогая, стариной, - писала Трубникова, - издайте от лица покойной артели сборник с биографиями бывших и современных друзей человечества. Наши бывшие артельщицы с радостью пожертвуют трудом для голодных". Но в 1890-х годах возродить женскую издательскую артель не удалось. Однако были созданы другие артели. В Петербурге на средства госпожи Мининой открыли женский рабочий зал, где за небольшую плату можно было пользоваться различным оборудованием. Открывались общества взаимопомощи: Петербургская артель кассирш, продавщиц и бухгалтеров, Петербургское общество взаимопомощи акушерок, Петербургская артельная мастерская женских рукоделий, при которой действовали благотворительная школа по обучению рукоделий и ссудная касса; и даже касса взаимопомощи невест в Москве.
М.В. Трубникова сотрудничала в "Журнале для Акционеров", "Биржевых Ведомостях", заведуя литературным отделом, "Санкт-Петербургских Ведомостях", где полемизировала по женскому вопросу с Н.С. Лесковым, "Вестнике Европы", "Новом Времени" и т.д. Под ее редакцией и ею самой переведен ряд сочинений по истории, публицистике, детской литературе. Деятельность Трубниковой одобрял Александр II, с ней переписывались великий сказочник Андерсен, французская романистка Андре Лео, английская издательница Жозефина Буттлер. Мария Трубникова стала знаковой фигурой русского феминизма, именно ей адресовано знаменитое "Письмо русским женщинам" (1868) английского философа и экономиста Джона Милля. "Милостивая государыня, - писал он, - с чувством удовольствия и уважения я узнал, что в России нашлись смелые женщины. Благодаря Вам Россия, быть может, опередит просвещенные страны". Трубникова была лично знакома с Чернышевским, и ее черты узнаваемы в героинях романа "Что делать?".
На рубеже XIX-XX веков раскрепощение женщин, за которое так ратовала Трубникова, увенчалось творчеством Цветаевой, Ахматовой, Тэффи, Гиппиус в литературе; Серебряковой, Гончаровой, Поповой, Остроумовой-Лебедевой - в изобразительном искусстве; Ковалевской - в науке. У русских поэтесс часто возникали проблемы с женской идентификацией: некоторые историки считают, что Марина Цветаева любила не только мужчин, но и женщин, Анна Ахматова в своих партнерах видела прежде всего духовных друзей. Ахматова же, кстати, всегда возражала против слова "поэтесса" в женском роде.
Личная жизнь Марии Трубниковой не складывалась гладко. Ее много обманывали, и она часто обманывалась. Революционеры, с которыми она была близка, разочаровали и страшили агрессивностью методов переустройства общества. Так, к ней с почтением и дружелюбием относилась Софья Перовская, искавшая каждую свободную минуту, чтобы "побеседовать и поспорить с Трубниковой". Но Мария Васильевна решительно отрицала террор, признавая лишь эволюционное развитие общества. Жизнь под конец казалась Трубниковой не под силу - ее мучил невроз, угнетало причастие людей, с которыми она была идейно связана, к убийству Александра II, благоволившего к ней. Привыкшая отвечать за все свои поступки и результаты собственных идей, она внутренне приняла эту вину на себя и ничего себе не простила. От потрясения она так и не оправилась до конца жизни. Замкнуто и уединенно заканчивая дни, она писала в 1880 году Анне Философовой: "Моя жизнь сложилась так, что я не вижу никого и исключительно строчу, строчу переводы, что очень успокоительно для нервов и очень душеспасительно, так как уединяет человека от всего мира не хуже монастырских стен. Убедилась, что у Вас много радости впереди, так как большей радости, чем сознательно гордиться своими детьми, у человека быть не может. Тот, кому судьба дает это счастье, должен удивляться, почему так наклепали все поэты на осень и зиму жизни - по-моему, это лучшая пора жизни, а если не лучшая, то уж наверное такая же прекрасная, как и все остальные. Сознаюсь, это открытие было для меня большим и одним из лучших сюрпризов. Потому что я, как и все, более или менее, думала, что осень жизни - вещь печальная. И очень побаивалась ее".
Личная судьба М.В. Трубниковой, о которой в конце XIX века с восторгом писали многие журналы в Петербурге, грустна и поучительна. Она не была счастлива в личной жизни. Неудачное замужество, разорение семьи… Взрослые дети, выбравшие самостоятельные жизненные дороги, были горячо привязаны к матери и более всего боялись ее огорчить, потому многое от нее скрывали. Все дочери вышли замуж, родили детей, двое из них стали писательницами - Вера Черкесова и Ольга Буланова. Сестры держались дружно, а скрывать от матери было что: и бутырская тюрьма Ольги Булановой, близкой к "Народной воле", и полицейский надзор над мужем младшей Марии. Рано умершая Мария Вырубова, самая болезненная и самая красивая, вслед за мужем, морским офицером, стала членом "Чёрного передела". Повторив подвиг своей бабушки, Камиллы Ле-Дантю, Мария Вырубова последовала за мужем в ссылку. Две Марии, мать и дочь, похоронены на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге. Но в советское время на могиле осталась одна надпись: Мария Васильевна Трубникова. Инициалы другой Марии старательно соскоблили - видимо, потому что сама фамилия Вырубовой казалась властям одиозной.
В начале 1881 года М.В. Трубникова была вынуждена отойти от общественной деятельности, жила почти безвыездно в имении одной из своих замужних дочерей. Но до самой кончины она не прерывала сношений с выдающимися деятельницами по женскому движению во Франции, Англии, Швейцарии и Северной Америке, сообщая им о положении женского дела в России, и с той же целью участвовала в некоторых иностранных изданиях. Проведя два года в тамбовской психиатрической больнице, Трубникова так и не поправилась. После мучительных лет болезни она умерла 28 апреля (10 мая) 1897 года в Санкт-Петербурге, в полном душевном расстройстве.
Анна Павловна Философова единственная перешла рубеж XX века, активно участвуя в женском движении наряду с молодым поколением. Она прошла долгую жизнь, имела 9 детей, была счастлива в них и сумела реализовать себя как общественная деятельница, известная всей России, признанная в международном женском движении. К началу ХХ века почти во всех больших городах России существовали женские курсы, как высшие, так и медицинские, политехнические, сельскохозяйственные и др., а Россия стояла на втором месте в мире, после Англии, по числу женщин, получивших высшее образование. Были созданы такие объединения как "Русское женское взаимно-благотворительное общество", "Союз равноправности женщин", "Женская прогрессивная партия" и др. Кульминационным моментом развития женского движения в эти годы стал I Всероссийский женский съезд. Он проходил в Санкт-Петербурге 10-16 декабря 1908 года и собрал более 1000 участников - делегаток от различных женских организаций, групп, объединений, от женских фракций в политических партиях, а также исследователей, журналистов, представителей общественности, политических и государственных деятелей. Благодаря усилиям М.В. Трубниковой и ее подруг, можно с уверенностью говорить, что в канун 1917 года женское движение было признанной общественно-политической силой в России.
... Говорят, что одной из первых женщин в России она осмелилась носить брюки. Дело было в 1850-е годы в Петербурге. Она - Мария Васильевна Трубникова, урожденная Ивашева, и - помимо тех самых первых женских брюк - Мария Васильевна не так уж мало сделала для того, чтобы войти в историю александровской эпохи, и в историю вообще...
... А было так. Когда-то, в дни нашей молодости, о женах и невестах декабристов, поехавших в Сибирь на каторгу за своими мужьями и женихами - знали практически все образованные люди. Сейчас время другое, и многое позабылось. А между тем именно эта история - одна из самых романтичных.
Декабрист, член Южного общества, легкомысленный ротмистр Василий Петрович Ивашев, оболтус из достаточно богатой семьи, по второму разряду был осужден Верховным уголовным судом на двадцать лет каторжных работ. К моменту восстания декабристов и своего ареста в начале 1826 года, впрочем, Ивашев уже практически отошел от увлечений молодости, но... хватило и того, что за четыре года до этого на одном из тайных съездов он голосовал за республику.
Каторжные работы Ивашев отбывал вместе с другими декабристами в Петровском заводе.
Через несколько лет жизнь узника стала его тяготить, молодой человек, как сказали бы нынче, впал в депру и от отчаяния задумал безнадежный побег.
Товарищи уговаривали Ивашева отказаться от этого гибельного проекта, но он стоял на своем и сдался только тогда, когда его друг Басаргин пригрозил сообщить о побеге коменданту, если Ивашев не отложит побег хотя бы на неделю.
... Через три дня Ивашева вызвал комендант. Вернулся Василий Петрович взволнованный и сообщил, что его участь каторжника хочет разделить девушка, которую он когда-то встретил в имении родителей.
Девушка - ее звали Камилла Ле Дантю - оказалась дочерью бывшей гувернантки-француженки в имении Ивашевых. Семья француза, республиканца Ле Дантю, еще ранее при возвышении во Франции Наполеона бежала из Франции в Голландию, а затем в Россию.
Позднее, уже когда Ивашев был в Сибири, вроде бы выяснилось, что юная Камилла влюбилась в него чуть ли не в возрасте тринадцати лет, все эти годы тосковала тайно, опасалась социального неравенства... но вот, наконец, когда лишенный дворянства и имущественных прав Ивашев оказался на каторге, девушка решилась признаться родителям в своих романтических чувствах.
На следующее утро Ивашев явился к коменданту острога и продиктовал свой ответ. Отец Ивашева получил письмо из Сибири, в котором говорилось: "Сын ваш принял предложение ваше касательно девицы Ле-Дантю с тем чувством изумления и благодарности к ней, которое ее самоотвержение и привязанность должны были внушить... Но по долгу совести своей он просил вас предварить молодую девушку, чтобы она с размышлением представила себе и разлуку с нежной матерью, слабость здоровья своего, подвергаемого новым опасностям далекой дороги, как и то, что жизнь, ей здесь предстоящая, может по однообразности и грусти сделаться для нее еще тягостнее. Он просит ее видеть будущность свою в настоящих красках и потому надеется, что решение ее будет обдуманным. Он не может уверить ее ни в чем более, как в неизменной своей любви, в истинном желании ее благополучия, в вашем нежнейшем о ней попечении, которое она разделит с ним..."
Камилла направляет царю письмо с просьбой разрешить ей ехать в Сибирь. В нем она пишет: "Мое сердце полно верной на всю жизнь, глубокой, непоколебимой любовью к одному из несчастных, осужденных законом, - к сыну генерала Ивашева. Я люблю его почти с детства и, почувствовав со времени его несчастья, насколько его жизнь дорога для меня, дала обет разделить его горькую участь".
Позднее декабрист Завалишин, человек желчный и ехидный, рассорившийся со многими из товарищей по каторге и ссылке, уверял в своих мемуарах, что никакой такой романтической любви девицы Ле Дантю к Ивашеву не было. Что родители Ивашева, испугавшись за душевное здоровье сына и желая его поддержать, просто-напросто... купили ему невесту. Уговорив бедную незнатную девушку за большие деньги поехать к их сыну в Сибирь. Девица же, приехавшая в Петровский завод, понятия не имела о том, как выглядит ее "жених", и в первый момент кинулась на шею совершенно другому.
Так ли все это было, или это лишь злобные домыслы Завалишина... но факт остается фактом: совершенно неожиданный брак друх совершенно незнакомых людей оказался на редкость счастливым. В отличие, между прочим, от многих других семейных историй декабристов и их приехавших жен.
Но - увы, недолгим. Всего через восемь лет, тридцати одного года, Камилла Ивашева умерла в результате преждевременных родов. Овдовевший Ивашев был в отчаянии: «Нет у меня больше моей подруги, бывшей утешением моих родителей в самые тяжелые времена, давшей мне восемь лет счастья, преданности, любви, и какой любви...»
Смерть жены не только лишила Ивашева душевного покоя, но и убила физически: он скончался скоропостижно через год, в самый день ее смерти.
Старшей дочери Ивашевых, Марии, к этому времени исполнилось пять лет. Через полгода троих детей увезла бабушка, мать Камиллы. Вскоре после этого детей, записанных в купеческое сословия на фамилию Васильевых (вплоть до амнистии в 1856 году детям декабристов не разрешалось носить фамилии своих отцов - государственных преступников) взяла в свой дом в Симбирске тетка - княгиня Хованская. Она же взяла на хранение архив умершего Ивашева, все его бумаги, письма и др.
В просвещенной помещичьей семье Хованских кроме пятерых собственных детей воспитывалось еще семь племянников и племянниц. Все дети получили хорошее образование. Получили они в семье Хованских, судя по всему, и кое-какое мировоззрение. Когда в 1848 г. в Поволжье разразилась холера, княгиня не только сама посещала больных, раздавая им лекарства и еду, но и брала с собой старших детей, в том числе и 13-летнюю племянницу Машу.
В 1854 году девятнадцатилетняя Мария Ивашева вышла замуж за Константина Трубникова – преуспевающего молодого чиновника, впоследствии – основателя и издателя либеральной экономической газеты "Биржевые Ведомости". Жених пленил невесту "главным образом своим либерализмом и цитатами из Герцена". Крестницу благословил декабрист Николай Басаргин. Через год молодожены переезжают в Петербург, где и начинается активная общественная деятельность Трубниковой.
На углу Гороховой и Морской, в прекрасной квартире с обширным штатом прислуги и великолепным конным выездом, в своем светском литературном салоне Мария Трубникова принимала многих знаменитостей. С ней дружили самые чопорные аристократы и крайние радикалы, и она их всех в своем доме умела примирить, за что в петербургском обществе получила прозвище Крейберг - по имени знаменитого в середине XIX века укротителя диких зверей. Здесь появлялись профессора Петербургского университета – Кавелин, Спасович, многие активные деятели реформ, радикальные журналисты, в том числе Чернышевский и братья Серно-Соловьевичи. Именно Марии Трубниковой Николай Серно-Соловьевич передал накануне своего ареста в 1862 г. свой архив, ей одной он писал из сибирского заточения, ей адресовано и его последнее письмо со словами: "Живите жизнью настоящей, а не дремотным прозябанием".
С первых же лет водворения в Петербурге Мария Трубникова и ее сестра Вера Ивашева (вспоследствии вышедшая замуж за Черкесова, лицейского друга Серно-Соловьевича) повели борьбу с предрассудками, укоренившимися в их окружении. Им был свойственен демократизм и сердечное отношение к людям независимо от их социального положения. Хотя их дом был богатым, не редкость в нем были гости в пледах и нигилистических балахонах. Незамужняя Вера вопреки неписаным законам ходила по улице одна, ездила на извозчике, не пользуясь каретой. Постепенно вокруг Марии и Веры сложился кружок состоятельных дам, решивших бросить вызов обществу: они ходили по улицам без лакеев, вместо сложных причесок начали коротко стричь волосы, шили простые, часто уродливые платья, тогда же появились и те самые брюки.
Но все же не брюках и не в коротких стрижках заключалась их основная деятельность. Самыми яркими соратницами Марии Трубниковой стали Надежда Стасова и Анна Философова. Втроем они составили "женский триумвират", который отстаивал феминистские идеалы. Трубникова в 1859 году стала организатором и первым председателем благотворительного "Общества дешёвых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга". Целью Общества было обеспечить дешевым и чистым жильем нуждающиеся семьи, особенно те, где не было отцов: нанимались дешевые квартиры, где селили женщин, брошенных мужьями, вдов, обремененных детьми, и т.п. При Обществе открылись мастерские, магазин, школа для взрослых женщин. В доме, построенном Обществом, имелись паровое отопление, общественные кухни, прачечные - то, что могло облегчить жизнь работающим матерям; а три этажа занимало общежитие для неимущих женщин.
Обладая трезвым умом, Мария Трубникова старалась ставить пред собой реальные задачи: если невозможно сразу изменить положение женщин всех социальных слоев, следует осуществить переворот хотя бы в судьбе женщин своего круга.
Какой в те времена могла быть реальная сфера деятельности, дававшая заработок для подобных женщин? Литературное переводческое творчество. Нельзя сказать, что она была первой в этой области - известны многие блестящие переводчицы и в начале XIX века, но она первая сумела поставить эту работу на профессиональные рельсы и научилась зарабатывать этим трудом деньги. Прекрасно владеющая пятью языками, Мария Трубникова переводила романы и общественно-политические статьи, вела библиографические и критические отделы в столичных журналах, писала работы о женском положении в обществе для европейской прессы.
В 1862 году М.В. Трубникова выступила инициатором создания в Петербурге "Издательской артели" женщин-переводчиц, в составе которого были выдающиеся представительницы женского движения. Общество поставило своей задачей дать русским женщинам возможность существования исключительно умственным трудом и создать в России систему высшего женского образования. Артель должна была обеспечить женщин квалифицированной работой и в то же время выпускать "хорошее чтение для подрастающих поколений". Весь издательский процесс от переплетных до иллюстративных работ, от перевода до редактирования, осуществлялся женщинами, получавшими деньги за свой труд. Власти не утвердили устав артели, но она не распалась, а с 1863 г. приступила к изданию отобранных для переводов иностранных книг. Главным редактором, бухгалтером и связующим звеном с переводчицами была Трубникова. За время работы артели впервые в России увидели свет произведения Л. Олкотт, О. Тьерри, Бетса, Д. Элиота, "Происхождение видов" Дарвина и другие. В 1868 году роскошное издание "Новых сказок" Андерсена, подготовленное Трубниковой и Стасовой с иллюстрациями академика М.П. Клодта отослали в Данию, в дар сказочнику.
Считая, что женщинам необходимо получать систематическое образование, Трубникова с 1867 года добивалась открытия в Петербурге Высших женских курсов. Нужно сказать, что до середины XIX века девушки из дворянских семей по преимуществу получали домашнее воспитание. Лишь с 1858 года начали появляться женские гимназии. Активными поборниками идеи университетского образования для женщин, готовыми безвозмездно читать лекции, были знаменитые ученые: Д.И. Менделеев, А.Н. Бекетов, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, В.С. Соловьев. Но главной движущей силой, преодолевающей многочисленные бюрократические препоны, оказались сами женщины. М.В. Трубникова, Н.В. Стасова, А.П. Философова будоражили общественное мнение, находили материальные средства для осуществления своей мечты.
Первые женские Аларчинские курсы были открыты в Петербурге в апреле 1869 года, затем, в 1870 - Владимирские курсы, которые привлекли массу слушательниц, но они давали знания в объеме средних учебных заведений. Министр просвещения не разрешил курсов по университетской программе, ограничившись позволением читать публичные лекции, предназначенные для слушателей обоих полов. Лекции начались в январе 1870 г., из 900 записавшихся слушателей было 767 женщин. Лишь через 8 лет идея Высших женских курсов получила воплощение. В 1878 году были открыты Бестужевские курсы, как официальное правительственное учреждение, в котором приняли участие все выдающиеся силы Петербургского университета. В первый год существования курсов, на них сразу записалось около 800 женщин. На 4-летних курсах давали историко-филологическое, естественно-научное и математическое образование. На первых порах у бестужевок не было ничего: помещений для аудиторий, лабораторий, приборов и оборудования, денег. Мария Трубникова, Надежда Стасова и Анна Философова развили бурную деятельность для помощи курсам: приглашали популярных артистов на благотворительные концерты, устраивали лотереи, книжные базары.
Марию томила "муравьиная мелочность семейной ячейки", в которой одна за другой появилось на свет четверо дочерей, но обладавшая твердой волей, она посвящала много сил и времени домашнему воспитанию. Однако воспитывала своих дочерей не так, как было принято в ее кругу. Приучая своих девочек к брючным костюмам, спортивным играм, работам в саду и огороде, она также прививала им любовь к чтению серьезной литературы и знанию языков, учила осознавать социальное устройство общества, тактично общаться с людьми низших социальных слоев, понимать трудности их жизни. Она передала дочерям свое понимание женской жизни - получить профессию, уметь самостоятельно зарабатывать на жизнь. Не только окружающим, но и мужу Трубниковой подобное воспитание в то время казалось диким. Рассказывают, что перед возвращением отца семейства домой, девочки стремительно переодевались в "приличные платья барышень"...
Впрочем, семейная жизнь вскоре расстроилась - Трубникова не могла одобрить финансовых афер, в которые ее муж частенько бросался, кстати, пустив по ветру и ее личное состояние. Следуя традиции, Трубникова доверила мужу право на распоряжение своим капиталом, который он благополучно потерял в биржевых операциях.
К тому же дома Трубников с годами все чаще вел себя как деспот и самодур. К деятельности жены Трубников относился насмешливо, присоединяясь к мнению, бытовавшему в определенных кругах, что "Трубникова и Стасова принесли много вреда России".
Всё это привело Трубниковых к разводу, которого Мария Васильевна не побоялась, решив для себя, что ее муж не тот, кого можно называть порядочным человеком. Она осталась одна, без денег, с четырьмя дочками, которых требовалось содержать и воспитывать.
Тем не менее, общественная деятельность Трубниковой в эти годы усиливается. В ее клубе было достаточно богатых людей, дававших деньги на развитие социальных проектов. Трубникова сотрудничала в "Журнале для Акционеров", "Биржевых Ведомостях", заведуя литературным отделом, "Санкт-Петербургских Ведомостях", где полемизировала по женскому вопросу с Н.С. Лесковым, "Вестнике Европы", "Новом Времени" и т.д. Деятельность Трубниковой одобрял и поощрял сам Александр II, несмотря на сильное противодействие и возмущение части двора. Ее почтил своим вниманием и вел переписку великий сказочник Андерсен. С ней тесно общались французская романистка и феминистка Андре Лео, английская издательница женского журнала Жозефина Буттлер. Мария Трубникова стала знаковой фигурой русского феминизма, именно ей адресовано знаменитое "Письмо русским женщинам" английского философа и экономиста Джона Милля. "Милостивая государыня, - писал он, - с чувством удовольствия и уважения я узнал, что в России нашлись смелые женщины. Благодаря Вам Россия, быть может, опередит просвещенные страны".
Запросы ее многогранной натуры не ограничивались сферой социальной и политической - до конца жизни любил играть для нее, оставался близким другом ее дома и почитателем великий музыкант и основатель Петербургской консерватории Антон Рубинштейн.
Но жизнь Марии Трубниковой по-прежнему не складывалась гладко. Ее много обманывали, и она часто обманывалась. Она была близка со многими радикалами не только в 60-е, но и позднее, в 70-е годы. Каждый раз, бывая за границей, Мария Васильевна встречалась там лидером молодой русской эмиграции Александром Серно-Соловьевичем, братом погибшего Николая, который знакомил ее с европейским рабочим движением, рассказывал об Интернационале. Его самоубийство явилось тяжким ударом для Трубниковой. Следующее революционное поколение – народники, затем народовольцы - не раз использовали квартиру Трубниковой для хранения запретной литературы, для явок. С ней долгое время дружила Софья Перовская, искавшая каждую свободную минуту, чтобы "побеседовать и поспорить с Трубниковой". Однако революционеры разочаровали и страшили агрессивностью методов переустройства общества. Мария Васильевна решительно и резко отрицала террор, признавая лишь эволюционное развитие общества. "Великое дело нельзя делать злым путем",- любила повторять она. Приведенные слова были ее жизненным кредо. Убежденный демократ, она испытывала жизненную потребность бороться за женское равноправие, но не признавала революционных методов борьбы. Она верила в силу слова, убеждения, просвещения…
Однако четверо ее выросших дочерей пошли дальше матери. Выбравшие самостоятельные жизненные дороги, дочери, тем не менее, были горячо привязаны к матери и более всего боялись ее огорчить, потому многое из своих жизненных перипетий скрывали. Сестры держались дружно, а скрывать от матери было что: еще гимназистками в доме тетки, Веры Черкесовой они познакомились с Дубенской, привлекавшейся по "процессу 193-х". Началось чтение нелегальных книг, знакомство с революционерами, выполнение отдельных поручений. Ольга Трубникова, отсидевшая в Бутырской тюрьме, сначала сблизились с «Народной волей», впоследствии же стала членом группы "Черный передел", в которой одну из главных ролей играл ее будущий муж Анатолий Буланов. Рано умершая Мария Вырубова-Трубникова, самая болезненная и самая красивая, в юности, вслед за мужем Сергеем, морским офицером, также стала членом "Чёрного передела". Повторив подвиг своей бабушки, Камиллы Ле Дантю, Мария Вырубова последовала за мужем в ссылку.
С годами Мария Трубникова стала вести все более уединенный образ жизни. В 1880 году она писала старинному другу, общественной деятельнице Анне Философовой: "Моя жизнь, как Вам известно, сложилась так, что я не вижу никого, не слышу ничего и исключительно строчу, строчу переводы, что очень успокоительно для нервов и очень душеспасительно, так как уединяет человека от всего мира не хуже монастырских стен: Убедилась, что у Вас много радости впереди, так как, что бы ни было, а большей радости, чем сознательно гордиться своими детьми, у человека быть не может. Тот, кому судьба дает это счастье, должен удивляться, почему так наклепали все поэты на осень и зиму жизни - по-моему, это лучшая пора жизни, а если не лучшая, то уж наверное такая же прекрасная, как и все остальные. Как вы об этом скажете, милочка моя, права я или не права? Или, вернее говоря, так ли Вы чувствуете, как я, эту истину. Сознаюсь, это открытие было для меня большим и одним из лучших сюрпризов жизни. Потому что я, как и все, более или менее, думала, что осень жизни - вещь печальная. И очень побаивалась ее".
… К этому времени Трубникова уже несколько лет страдала тяжелой нервной болезнью, которая с годами все более усугублялась. Переломным стало убийство Александра II: ее мучило, угнетало причастие людей, - с которыми не так давно ее связывала и дружба, и определенная идейная близость, - к убийству императора (который также благоволил к ней и понимал многие ее начинания). Привыкшая отвечать за все свои поступки и результаты собственных идей, она внутренне приняла эту вину и на себя. Одной из немногих прогрессистов своего времени она впервые задумалась над связью идей, призванных осчастливить общество, и воплощением этих идей в реальной жизни - и ничего себе не простила.
От потрясения Мария Трубникова так и не оправилась до конца. Ее мучил тяжелый невроз, жизнь все более казалась ей бременем.
Вынужденная отойти от общественной деятельности, с 1881 года Трубникова жила почти безвыездно в имении одной из своих замужних дочерей. Она еще продолжала интересоваться женским движением, сохраняла связи с женскими лидерами Франции, Англии, Швейцарии и Северной Америки, участвовала в некоторых иностранных изданиях. Когда в 1891 г. в России разразился повальный голод, М.В. Трубникова в письме к Н.В. Стасовой приглашала бывших участниц переводческой артели издать сборник в пользу голодающих крестьян. "Тряхните, дорогая, стариной, - писала Трубникова, - издайте от лица покойной артели сборник с биографиями бывших и современных друзей человечества. Наши бывшие артельщицы с радостью пожертвуют трудом для голодных". Однако из этого проекта уже ничего не получилось.
Сохранилось трагическое письмо М. В. Трубниковой к Н. В. Стасовой, написанное 18 июля 1890 г.: "Друг вы мой, сказать ли вам правду; во мне подчас шевелится к вам зависть, вы до конца, как честный часовой, простоите с оружием в руках на страже общественных интересов. Я же десятый год - нет, чуть ли не двадцатый - живу для своей семейной ячейки. Похоронив прежние свои, лучшие человеческие стремления, сознавая, что бессильна побороть условия жизни, и, что всего хуже, не уверена в том, что если бы они изменились к лучшему, то есть, явились и досуг, и деньги, обеспечивающие право на досуг,- то всем этим я сумею воспользоваться. Ни голова по-прежнему работать не может, ни сил на умственную деятельность не хватает".
Проведя два года в тамбовской психиатрической больнице, Трубникова так и не поправилась. После мучительных лет болезни она умерла в 1897 году в возрасте 62 лет петербургском сумасшедшем доме, в полном душевном расстройстве.
Немногочисленные здравствовавшие к тому времени соратницы по женскому движению почтили ее память речами в женских обществах. Декабрьский номер журнала "Женское дело" за 1899 г. был полностью посвящен М. В. Трубниковой. "У нас скоро забывают своих замечательных людей, а тех, кто рано сошел со сцены общественной, и подавно,- писала П. С. Стасова, родственница Н. В. Стасовой.- Не будем неблагодарны к ее памяти, вспомним ее драгоценную личность, сотканную из любви, энергии и самоотвержения".
… Долгую жизнь прожила старшая дочь Марии Трубниковой, уже упомянутая Ольга Буланова-Трубникова.
Ее муж, Анатолий Буланов, в начале двадцатого века практически отошел от общественной деятельности, однако после Февральской революции вступил в партию эсеров. Не приняв Октябрьскую революцию, Анатолий Буланов, тем не менее, закончил жизнь более счастливо, чем упомянутый в одном из предыдущий постов Дмитрий Коган-Бернштейн: находясь в состоянии нервного расстройства от зрелища всего происходящего в России, уехал в командировку в Саратов и там скоропостижно скончался от сердечного приступа.
Ольга Буланова после революции была членом общества политкаторжан, работала в обществе помощи сиротам и голодающим, однако потом полностью отошла от общественной деятельности и жила литературным трудом. Ее книга, «Три поколения», рассказывавшая историю семьи Ивашевых-Трубниковых-Булановых – многократно переиздавалась в советское время.
В мемуарах Ольги Булановой упоминаются также трое их детей. Вероятно, где-то есть информация о том, что случилось дальше с этими детьми, но мне эта информация не известна. Не удивлюсь, впрочем, если их судьбы при советской власти сложились не слишком весело: Сталин подозрительно относился к старым революционерам, политкаторжанам и их семьям.
Впрочем, с самой Ольгой Булановой, по-видимому, ничего «такого» не произошло. Она дожила до глубокой старости. Дата и место смерти ее также символичны и говорят о многом:
Ленинград. 1942 год. _________________ Основной форум "ДЕКАБРИСТЫ" : http://d1825.ru/
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах